Питание

Одним из важных факторов здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе.

Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест.

Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:

  • Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
  • Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
  • Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
  • Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
  • Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.

В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.

Имеется двадцатидневное перспективное меню. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы медработником и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации.

В детском саду организовано 3-х разовое питание. Питание детей осуществляется по 20-дневному типовому рациону питания детей от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет с 12-часовым пребыванием детей.

Положение об организации питания в МБДОУ детском саду №151 г.Пензы

В рацион питания ДОУ включены все основные группы продуктов – мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др.

Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими работниками ДОУ.

Пищеблок детского сада оснащен всем необходимым техническим оборудованием. Работники пищеблока аттестованы и своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение.

Одна из главных задач, решаемых в ДОУ, – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.

Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

Анализ организации питания в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 151 г. Пензы «Золушка»

1. Систематизация нормативно-правовой базы по организации и контролю питания в дошкольных образовательных учреждениях: наличие пакета  документов в ДОУ федерального, областного, муниципального уровней, регламентирующие организацию детского питания в МБДОУ:

Федеральный уровень:

Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».

Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

Нормативные акты Правительства Российской Федерации

Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р).

Федеральные законы:

1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

2. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

3. Закон Российской Федерации от 7.02.1992 №2300-I "О защите прав потребителей".

4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

7. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

8. Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

9. Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию».

10. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей».

Ведомственные нормативные акты:

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 февраля 2007 г. № 54 «О мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питания в образовательных учреждениях».

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2007 г. № 0100/4962-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по гигиене питания».

Приказ Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений».

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 №13 "Об утверждении санитарных правил СП 1.1.2193-07" (вместе с "СП 1.1.2193-07. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Изменения и дополнения N 1 к СП 1.1.1058-01. Санитарные правила").

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Методические рекомендации и указания:

Методические рекомендации MP 2.3.0253-21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июля 2021 г.).

Методические рекомендации по организации питания обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях (утверждены приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. № 213н/178).

Региональный уровень:

Постановление Правительства Пензенской области от 23 октября 2015 года №593-пП «Об утверждении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях Пензенской области». 

  Муниципальный уровень:

Приказ управления образования города Пензы от 17 мая 2021 г №73 "Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования"

Постановление Администрации города Пензы от 28.12.2015 № 2256 «Об установлении порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки при размера платы и порядка установления мер социальной поддержки при взимании платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» с изменениями от 28 сентября 2021г.

2. Отсутствие предписаний надзорных органов по организации питания в ДОУ

По итогам 2021 года отсутствуют предписания надзорных органов по организации питания в ДОУ.

3. Наличие штрафных санкций по итогам проверок надзорных органов

Отсутствуют штрафные санкции по итогам проверок надзорных органов по организации питания в ДОУ.

4. Результаты исполнения предписаний

По итогам 2023 года отсутствуют предписания надзорных органов по организации питания в ДОУ.

5. Отсутствие жалоб со стороны родителей на организацию питания в ДОУ

Отсутствуют обоснованные жалобы со стороны родителей на организацию питания в Муниципальном  бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №151 г. Пензы «Золушка». 

  6. Наличие документации по организации питания

При организации питания детей в ДОУ важно правильно оформлять и вести необходимую документацию. Кроме того, учреждение своевременно контролирует изменения в законодательстве и поддерживает картотеку документов в актуальном состоянии. Перечень документов по питанию, обязательных для ведения в детском саду, представлен ниже.

Документация по организации питания у заведующей детского сада:

Внутренняя документация, определяющая функции, обязанность и ответственность работников (приказы, положения, должностные инструкции):

  • Приказ от 30.08.2023 г. № 167/1 «Об организации питания детей в 2023-2024 учебном году»;
  • Приказ от 30.08.2023 г. № 167/2 «О создании комиссии для осуществления контроля по закладке продуктов на 2023-2024 учебный год»;
  • Приказ от 30.08.2023г. № 167/3 «Об утверждении графика закладки основных продуктов питания в котел в 2023-2024 учебном году»;
  • Приказ от 30.08.2023 г. № 167/4 «Об усилении мер по профилактике и предотвращению инфекционных заболеваний, по осуществлению качественного производственного контроля в части организации безопасного и рационального питания детей»;
  • Приказ от 30.08.2023 г. № 167/5 «О введении в действие типового рациона питания детей от 1 до 7 лет в МБДОУ с 12-часовым пребыванием детей (методические указания)»;
  • Приказ от 30.08.2023  №167/6 "О создании группы ХАССП для контроля за качеством питания по принципам ХАССП и новым СанПиН 2.4.3648-20;
  • Приказ от 30.08.2023 №167/7 "Об утверждении Положения об организации питания";
  • Приказ от 30.08.2023 №167/8 "О порядке учета питания";
  • Приказ от 30.08.2023 №167/9 "О назначении ответственных лиц";
  • Приказ от 30.08.2023 №167/10 "Об утверждении состава ответственных лиц";
  • Приказ от 30.08.2023 №167/11 "О требованиях хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий".                                                                                                       
Осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей (карты контроля):
  • Контроль санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке в мясо-рыбном (заготовочном) цехе;
  • Контроль санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке (горячий цех);
  • Контроль санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке (котломоечная);
  • Контроль санитарно-эпидемиологического состояния на пищеблоке (цех по обработке овощей /первичной, вторичной/);
  • Контроль санитарно-эпидемиологического состояния в продуктовой кладовой;
  • Контроль санитарно-эпидемиологического состояния в овощной кладовой;
  • Контроль санитарно-эпидемиологического состояния групп.                                              
Документация по организации питания на пищеблоке детского сада:
  • Журнал контроля закладки основных продуктов питания в котел;
  • Журнал отходов;
  • Бракеражный журнал готовой продукции;
  • Журнал общего контроля за качеством питания;
  • Технологические карты;
  • Санитарные требования к состоянию пищеблока;
  • Инструкция по измерению объема блюд;
  • Инструкция по правилам кулинарной обработки продуктов;
  • Эксплуатационная документация (инструкции и руководства по эксплуатации) на торгово-технологическое, холодильное, весоизмерительное и прочее оборудование;
  • Инструкции, извлечения из документов и рабочие экземпляры до­кументов для размещения непосредственно на рабочих местах.

Документация по организации питания у экономиста детского сада:
  • Документация по бюджетному учету, в т. ч. Меню-требования (форма ОКУД 0504202) и накопительная ведомость по расходу продуктов (форма ОКУД 0504037);
  • Таблицы: объем порций для детей раннего и дошкольного возраста; ассортимент основных продуктов питания; нормы питания детей в ДОУ; замена продуктов; содержание основных пищевых веществ и энергетическая ценность пищевых продуктов; потери при холодной и тепловой обработке; срок хранения скоропортящихся продуктов; нормы физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии.                 
Документация по организации питания у начальника хозяйственного отдела детского сада:
  • Договоры или контракты (государственные контракты) с поставщиками товаров и услуг:

  • с поставщиками продовольственных товаров (снабжающей пищевыми продуктами организацией);
  • на проведение дезинсекции и дератизации;
  • на сервисное обслуживание холодильного, торгово-технологического, санитарно-технического (в т. ч. вентиляционного) оборудования, стоящего на балансе;
  • с медицинским учреждением (в договоре регламентируются функции медицинского работника ДОУ по осуществлению контроля питания воспитанников);
  • на вывоз твердых бытовых отходов;
  • на проведение проверки весоизмерительного оборудования и пр.
Документы, подтверждающие качество и безопасность оборудования, посуды, упаковочных и других материалов, контактирующих с пищей:
  • удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя;
  • декларация о соответствии (для материалов, подлежащих обязательной сертификации, – сертификат соответствия);
Документация по организации питания у кладовщика детского сада:

  • Журнал входного контроля пищевых продуктов, продовольственного сырья;
  • Журнал бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок;
  • Журнал регистрации температурно-влажностного режима в помещениях кладовых (овощная, продуктовая) и холодильном оборудовании в ДОУ
  • Журнал заказа продуктов;
  • Накопительные ведомости расходов продуктов питания;
  • Инструкции: по транспортировке продуктов, по хранению продуктов;
  • Заявки-требования;
  • Книга учета продуктов;
  • Накладные;
  • Журнал поставки продуктов. 

Документы (заверенные копии), подтверждающие качество и безопасность на получаемые (закупаемые) пищевые продукты:

  • удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя;
  • декларация о соответствии (для пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации, – сертификат соответствия);
  • свидетельство о государственной регистрации (санитарно-эпидемиологическое заключение);
  • ветеринарное свидетельство (на животноводческое сырье).

Документация по организации питания у медицинской сестры детского сада:

  • Журнал контроля за состоянием здоровья персонала (допуска к работе);
  •  Журнал визуального производственного контроля пищеблока;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
  • Перспективное двадцатидневное меню;
  • Личные медицинские книжки на персонал с отметками о прохождении обязательных медицинских осмотров и гигиенической аттестации;
  • Инструкции: по измерению объема блюд, искусственной С-витаминизации пищи;
  • Санитарные требования к состоянию пищеблока и продуктовой кладовой;
  • Анализ выполнения натуральных норм питания      

7. Наличие 20-ти дневного меню, утвержденного руководителем ДОУ

Питание организовано в соответствии с примерным 20-дневным меню, утвержденным заведующей МБДОУ № 151 г. Пензы, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.

Меню разработано совместно шеф-поваром, экономистом и медицинским работником детского сада. Составляя меню, сотрудники в детском саду учитывали: суточный набор продуктов и норм питания на одного воспитанника; объем порций; нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд; нормы потерь при холодной и тепловой обработке; данные о химическом составе продуктов и блюд.

Основное 20-ти дневное меню МБДОУ детского сада №151 г. Пензы

8. Наличие технологических карт

В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Технологическая карта включает в себя следующую информацию: рецептура (раскладка продуктов); пищевая ценность, калорийность и химический состав блюда (витамины, микроэлементы); технологическая карта приготовления блюда в ДОУ (технология приготовления блюда, органолептическая оценка (оценка качества) блюда). Один экземпляр картотеки находится у экономиста, другой на пищеблоке. 

9. Наличие помещений пищеблока в соответствии с СанПин 2.4.3648-20

Пищеблок состоит следующего набора помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов.

  10. Наличие технологического оборудования пищеблока

Техническая база пищеблока ДОУ - устройство и оборудование пищеблока соответствуют санитарным правилам и нормам к организации детского общественного питания.

Пищеблок оснащен необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой. Все технологическое и холодильное оборудование исправно (наличие технических паспортов и договора на выполнение работ по ремонту технологического оборудования с ООО «Титан-2001»).

Технологическое оборудование оборудовано локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения.

Технологическое оборудование пищеблока МБДОУ № 151 г. Пензы:

  • электроплиты (3 шт.);
  • жарочный шкаф (1 шт.);
  • электромясорубка (1 шт.);
  • картофелечистка (1 шт.);
  • овощерезка (2 шт.);
  • электромеханический привод (1 шт.);
  • тестомес (1 шт.);
  • электрические водонагреватели (1 шт.);
  • пароконвектомат (1 шт.);
  • электросковорода (1 шт.);
  • пищеварочный котел (2 шт.);
  • проточный кипятильник (1 шт.).

11. Соответствие оборудования пищеблока требованиям СанПин

2.4.3648-20

Пищеблок оснащен производственным инвентарем, кухонной посудой. На складе все продукты хранятся на стеллажах и подтоварниках, согласно требованиям ГОСТ.

Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда отвечают предъявляемым требованиям:

  • наличие цельнометаллических столов, предназначенных для обработки пищевых продуктов;
  • наличие для разделки сырых и готовых продуктов отдельных разделочных столов, промаркированных ножей и досок;
  • наличие посуды, изготовленной из безопасных для здоровья человека материалов, используемой для приготовления и хранения пищи;
  • наличие маркировки для кухонной посуды, столов, оборудования, инвентаря.

Моечные ванны для обработки кухонного инвентаря, кухонной посуды и производственного оборудования пищеблока обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители. 

  12. Соответствие технологической и кулинарной обработки продуктов СанПин 2.4.3648-20

При приготовлении блюд соблюдается принцип «щадящего питания»: для тепловой обработки применяется варка, запекание, припускание, пассерование, тушение (жарка не допускается). Меню ежедневно размещается для ознакомления родителей на групповых стендах. В меню представлено большое разнообразие блюд, исключены их повторы, широко используются продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, что позволяет скорректировать пищевую ценность рациона, сформировать у детей навыки здорового питания, правильных вкусовых предпочтений.

В целях профилактики гиповитаминозов у детей круглогодично проводится искусственная витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой. Для профилактики йод-дефицитных состояний у детей при приготовлении пищи используется только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов.

  13. Санитарное состояние пищеблока, кладовых ДОУ

Выполнение санитарно-гигиенических правил в пищеблоке ДОУ регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

В помещениях пищеблока ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводится мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

Медицинская сестра строго отслеживает соблюдение сроков прохождения медицинских обследований персоналом с обязательными отметками в санитарных книжках; проводит ежедневные осмотры работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний кожи, следит за соблюдением личной гигиены сотрудниками пищеблока.

Каждый сотрудник пищеблока ознакомлен под роспись с инструкциями по режиму работы в пищеблоке.

На пищеблоке ДОУ созданы необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и т.п.). 

  14. Создание безопасных условий и гигиенической обстановки при подготовке и во время приема пищи

Процесс приема пищи детей происходит по группам, где на специально отведенной территории установлены столы и стулья. Помощники воспитателя получают блюда на раздаче, на кухне и доставляют их в помещение группы. Каждый помощник получает блюда в определенное время с разницей в 3-5 минут. Кухня (пищеблок) находится в помещении ДОУ на первом этаже.

Обязательным условием проведения процесса питания является подготовка помещения: чистое, проветренное помещение; правильный подбор и расстановка мебели в соответствии возрастом и ростом детей (столы и стулья соответствуют росту детей, с тем, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами). Воспитатели следят за тем, чтобы за столом не было тесно, иначе неудобное положение может вызвать у детей раздражение, конфликты между сидящими рядом. В каждой группе разработаны оптимальные схемы посадки воспитанников с учетом роста, дружеских симпатий, возможностью мотивации детей со слабым аппетитом. 

15. Воспитание культурно-гигиенических навыков во время приема пищи

Важным фактором обеспечения благоприятных условий приема пищи является подача пищи и постепенная смена блюд. В процессе еды воспитатели следят, охотно ли едят дети, соблюдают ли правила культурной еды. В случае необходимости, воспитатель, не привлекая внимания остальных, напоминает или показывает правильные способы обращения со столовыми приборами. Некоторые вопросы, связанные с процессом питания - о дежурствах, о пользовании приборами, о поведении за столом, являются предметом специальных бесед и разговоров воспитателя с детьми в совместной образовательной деятельности.

В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. В группах младшего возраста, с культурно- гигиеническими навыками, культурой еды, воспитанники знакомятся в процессе игры с любимой игрушкой («Кукла Катя обедает»). Действуя с куклой, воспитатель обучает элементарным, но важным навыкам: мыть руки перед едой, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, в старших группах - ножом), контролировать свой внешний вид во время еды, а пользоваться по мере необходимости салфеткой. В старших группах воспитанники изучают правила общепринятого этикета: учатся вести себя в общественных местах (в кафе, ресторанах, гостях) закрепляются эти правила в сюжетно-ролевых играх: «Кафе», «Семья», «В гостях», «День рождение друга (подруги)», а также на досугах и праздниках. Данный вид деятельности считаем актуальным и продуктивным, отвечающим современным запросам родителей.

16. Соблюдение требований сервировки с учетом возраста детей. Эстетика сервировки

Каждая группа обеспечена необходимой посудой и приборами в соответствии с возрастом и количеством детей: устойчивые чашки с блюдцами (бокалы), небольшие по размеру глубокие и мелкие тарелки, приборы из нержавеющего металла – ложки чайные и столовые, плоские вилки, неострые ножи.

Столы накрываются скатертью или моющейся индивидуальной салфеткой под каждый прибор, используются элементы украшения стола.

Дети активно принимают участие в дежурстве. Дежурство - «традиционная» форма организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Дежурства помогают решить вопросы нравственно - этического воспитания детей. Нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между детьми. Благодаря дежурству в детях воспитываем ответственность, бережное отношение к посуде, хлебу, трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, стремление к взаимопомощи, уважение к труду. Для детей младшего возраста, с учетом их возможностей, дежурство носит характер поручений, которые предлагает взрослый. Ребенок раскладывает на столе ложки, ставит салфетницы, хлебницы. В старшем возрасте дети самостоятельно накрывают столы.

Для четкой организации и эффективного методического сопровождения в группах оформлены стенды «Наше дежурство». Расположены они так, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит.

 17. Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания

В режимных процессах у детей мы формируем навыки личной и общественной гигиены, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяем взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью мы создаем условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков и пользования столовыми приборами происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

Обстановка в группе во время еды - спокойная обстановка. Воспитатели обладают умением преподнести блюдо (нелюбимое, новое), обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, еѐ внешний вид (вид, вкус, запах, полезность).

18. Осуществление административного контроля

Административный контроль организации и качества питания осуществляется заведующим, заместителем заведующего, медицинской сестрой, в рамках полномочий, согласно утвержденному плану контроля, или в соответствии с приказом заведующего ДОУ.

Для осуществления некоторых видов контроля организованы специальные комиссии, состав и полномочия которых определяются и утверждаются приказом заведующего ДОУ. К участию в работе комиссий, в качестве наблюдателей, привлекаются члены Совета ДОУ, родительского комитета и Педагогического совета. Основаниями для проведения контроля яв­ляются: план-график; приказ по ДОУ; обращение родителей (законных представителей)  и сотрудников ДОУ по поводу нарушения.

Контроль осуществляется с использо­ванием следующих методов: изучение документации; обследование объекта; на­блюдение за организацией производственного процесса и процесса питания в группах; беседа с персоналом; ревизия; инструментальный метод (с использованием контрольно-измерительных приборов) и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля. Контроль осуществляется в виде плановых или оперативных проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии утвержденным заведующим ДОУ планом-графиком на учебный год. Нормирование и тематика контроля находятся в компетенции заведующего ДОУ. Оперативные проверки проводятся  с целью получения информации о ходе и результатах организации питания в ДОУ. Результаты оперативного контроля требуют оперативного выполнения предложений и замечаний, которые сделаны проверяющим в ходе изучения вопроса проверяющим.

Таким образом, в МБДОУ детском саду№ 151 г. Пензы  при проверке питания контролируется:

  • качество питания;
  • соблюдение санитарно-­гигиенических требований;
  • ведение документации по питанию.

19. Осуществление родительского контроля

Для осуществления контроля организации питания ежегодно создается общественная комиссия в состав которой входят родители (законные представители) воспитанников МБДОУ детского сада № 151 г. Пензы.

Содержание и порядок проведения контрольной деятельности членами комиссии определяет Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания, бракеражу готовой продукции в МБДОУ детском саду №151 г.Пензы.

Общественная комиссия осуществляет свою деятельность в виде плановых и оперативных проверок Плановая – комплексная проверка организации питания в соответствии с утвержденным на календарный год планом – графиком. Оперативная – проверка проводимая для установления факта нарушения или урегулирования конфликтной ситуации.

Результаты контрольной деятельности общественной комиссии оформляются в виде справки по итогам проведения общественного контроля для анализа выявленных нарушений, принятие мер по их предупреждению и принятия управленческих решений по улучшению организации питания в МБДОУ детском саду №151 г. Пензы.

20. Наличие информационных стендов

В МБДОУ детском саду № 151 г. Пензы  имеются информационные стенды по организации питания в детском саду. Информация на стендах актуальная, сменяемая и соответствует предъявляемым требованиям. Стенды расположены рядом с пищеблоком, в холле 1 этажа, а также в каждой группе (ежедневное меню).

 21. Взаимодействие с семьями воспитанников по организации здорового питания

Для обеспечения преемственности питания родители могут ежедневно получать информацию об ассортименте блюд. Для родителей вывешивается меню с указанием объемов порций. Это позволяет родителям не планировать дома приготовление тех блюд, которые ребенок получал в ДОУ, а также своевременно информировать сотрудников детского сада о пищевой аллергии или непереносимости продуктов, чтобы произвести соответствующую замену.

На информационных стендах и на сайте учреждения родители могут ознакомиться с системой организации детского питания в учреждении, советами в оформлении блюд для детей, получить советы по организации питания для малышей, будущих воспитанников детского сада.

В ходе сотрудничества с семьями воспитанников были проведены следующие мероприятия:

  • анкетирование «Организация питания воспитанников» (май 2024 г.);
  • выступление на общем родительском собрании на тему «Правильное питание в детском саду и дома. Вопросы преемственности и сотрудничества» (август 2023 г.);
  • консультации для родителей: «О здоровом дошкольном питании детей и взрослых»; «Витамины. Что необходимо о них знать?»; «Рекомендации по питанию детей в летний оздоровительный период» (по перспективным планам педагогов по вопросу сотрудничества с семьями воспитанников).

Фотоотчет к анализу организации питания в МБДОУ №151 г.Пензы