Опыт работы по художественно - эстетическому развитию по теме «Музыкальное воспитание как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры»

   2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Как сказал президент В.В. Путин: «Мы должны не просто развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

   Федеральный государственный образовательный стандарт одним из принципов определил «приобщение детей к соцокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства: словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.



Целью работы является приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством музыкального воспитания.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников базис личностной культуры на основе ознакомления с народной культурой;

  • Содействовать возрождению краевых традиций;

  • Познакомить с разнообразными формами детского музыкального фольклора;

  • Способствовать раскрытию детского дарования, развитию творческой активности каждого ребенка.

   Актуальность данной темы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

   Тема народной культуры близка со времен учебы в Пензенском музыкальном училище, где, будучи студентами, часто выезжали фольклорной экспедицией по Пензенскому краю, собирая крупицы устного народного творчества.

   Изучив исследования К.Д. Ушинского, А.П. Усовой, Г.С. Виноградова по вопросам восприятия фольклора в разных аспектах, пришли к выводу, что отмечается большой интерес детей дошкольного возраста к произведениям народного творчества. Через лучшие образцы фольклора ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

   В своей работе мы опирались на парциальную образовательную программу «История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста», а также на методическое пособие «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» под редакцией Е.Ф.Купецковой. В пособии отмечено, что в основу приобщения детей к народной культуре положен принцип единства материального и духовного начал в осознании и отражении народом действительности в художественных образах.



   Работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры ведем по пяти направлениям:

  • «Жилище и быт людей»

  • «Народный костюм»

  • «Декоративно – прикладное искусство»

  • «Устное народное творчество»

  • «Музыкально – танцевальный фольклор»

   Все эти направления взаимосвязаны друг с другом и задают определенную систему работы в полном взаимодействии с педагогами детского сада.

   Знакомство детей с жилищем и бытом людей происходит в процессе посещения музея «Русская изба», созданного в нашем дошкольном учреждении, где обстановка, предметы быта, утварь помогают понять детям, что они часть великого русского народа, пробуждают душу, воспитывают чувство красоты, любознательность и создают благоприятные условия для творческих проявлений.


   Второе направление работы – ознакомление детей с народным костюмом. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных костюмов. Нарядившись, дети непосредственно впитывают художественные образы, всевозможные песенно – игровые жанры. Происходит постепенное развитие творческого потенциала детей, усвоение и накопление обширного фольклорного материала.


   Следующее направление работы: декоратино – прикладное искусство неразрывно связано с музыкой. Ведь оно помогает приобщить дошкольников к прекрасному, способствует расширению кругозора и формированию эмоционально – чувственной отзывчивости. Работа музыкального руководителя ведется в тесном взаимодействии с воспитателями. Развивающая предметно – пространственная среда музыкального зала позволяет использовать предметы декоративно – прикладного искусства, созданные детьми на занятиях по художественно – эстетическому развитию. Такие как: абашевские игрушки – свистульки, балалайки, трещетки, ложки.

   На центральной стене музыкального зала расположено трансформируемое декоративное панно, содержание которого меняется в зависимости от сезона или праздника. Одной из его разновидностей является хохломская роспись с куклами в национальных костюмах народов, населяющих Пензенский край. Особое место в ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством занимает организация ярмарок, где дети демонстрируют плоды своего творчества, используя традиции предков.


   Четвертое направление работы устное народное творчество. В процессе знакомства детей с прибаутками, небылицами, скороговорками, потешками, загадками, у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев.


   Следующее направление работы: музыкально – танцевальный фольклор – это особая область народного творчества. Она включает систему музыкально – поэтических жанров фольклора и несет в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в легком установлении с ребенком эмоционального контакта. Наиболее распространенное и доступное для детей средство – песня. Именно русская песня – это, то что вдохновило на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Большой интерес дети проявляют к тем мелодиям и песням, которые можно инсценировать. Исполняя с детьми народные песни, устраиваем импровизированные спектакли.

   Ни один праздник не обходится без игры, народной пляски, хоровода. Самостоятельное исполнение их детьми в группе, на прогулке, дома дает возможность проявлять свою активность в коллективе, почувствовать себя актером и плясуном, проявить ловкость и смекалку, а также способствует раскрепощению малоактивных детей, помогает им раскрыть свои личностные качества. У детей накапливается танцевальный репертуар.


   Народные праздники всегда связаны с игрой. Главная особенность игры – ее самодеятельный характер, именно здесь, как нигде раскрывается и реализуется творческий потенциал ребенка. Народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, которое передается будущим поколениям. Дети очень любят народные игры, такие как: «Свеча», «Ручеек», «Золотые ворота», «Гори – гори ясно» и другие.

   Вершиной творческих достижений – это участие дошкольников в постановке фольклорных праздников, где представлены все жанры народного фольклора. Дети с удовольствием участвуют в народных обрядовых праздниках: «Масленица широкая», «Весна – красна», «Иван Купала», «Осенины». Фольклорные праздники обладают большими воспитательными возможностями для становления культуры ребенка.

   Навыки владения музыкальными средствами могут быть перенесены детьми в собственное музыкальное творчество, для естественного выражения своих чувств в песенно – танцевальном искусстве.



   Неотъемлемой частью работы по приобщению дошкольников к народной культуре является взаимодействие с родителями воспитанников, их заинтересованности, понимания важности данной темы. Родители с удовольствием собирают экспонаты для музея, изготавливают своими руками стилизованные народные костюмы, участвуют в совместных экскурсиях, мастер – классах. Также являются участниками выставки «Город мастеров», помогают в изготовлении атрибутов, творческих заданий: «Сочини сказку», «Придумай колыбельную песню», участвуют в народных праздниках и развлечениях.

   Взаимодействуя с семьями воспитанников, проводим консультации «Традиции народной культуры в семейном воспитании», «Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».


   Работая по данной теме, совместно с педагогами проводим мастер – классы, семинары – практикумы, викторины, тренинги. На базе учреждения прошла областная консультация по приобщению дошкольников к народной культуре Пензенского края.

   Всё, что пришло к нам из глубины веков, имеет неоценимую значимость для воспитания будущего поколения. Как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, ведь народное искусство является хранителем культурного наследия. Связь поколений неразрывна и является национальным достоянием страны, так как даёт возможность прикасаться сердцем к человеческим судьбам, помнить и ценить героическое прошлое своего народа!


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Опыт работы по художественно - эстетическому развитию на тему:

«Музыкальное воспитание как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры»